интернет-холдинг eHouse
информация о холдингепроекты холдингапресса о наспресс-центр
главная страница  
все издания
Русский Журнал
Business Online
Computerworld
eStart.Ru
Internet.Ru
KMNews.Ru
Lenta.Ru
PC Week
SiteSale.Ru
UnitSpace
Vesti.Ru
Бинтернет
КоммерсантЪ
КоммерсантЪ Деньги
Газета.Ru
CNews
Итоги.Ru
Открытые Системы
Рос Бизнес Консалтинг
Торговая Россия
Ведомости
Algorithm Online
iCommerce.Ru
InterNet
PC Magazine
Правда Online
iностранец
ИнфоБизнес
Профиль
Netoscope
Прайм-Тасс
Центр Тяжести
Общая Газета
InfoArt
The Moscow Times
Время новостей
Утро.Ru
Rambler.ru
CRN
Magazin.ru
Русские фонды
eMoney
Enterprise Partner
e-commerce
iOne.Ru
Финмаркет
Интерфакс
АиФ-интернет
Компьюлента
NEWSWARE.ru
CRN - Computer Reseller News
RICN
Вебпланета
Webrating
Weblook.Ru
КЛИКЗ.ру
RusJax
Runet
Checker.ru
Oborot.ru
Известия.ru
Русский Фокус
Ferra.ru
БИЗНЕС ЖУРНАЛ
Inверсия
Русский Журнал Русский Журнал - ежедневное сетевое издание о культуре, политике, обществе.
http://www.russ.ru/

  • Скептики Сети Русской. (28 June 2000)


  • Скептики Сети Русской. (28 June 2000)

    Сравнительно недавно (8 июня в Москве) Фондовая биржа РТС (Российская Торговая Система) провела первую практическую конференцию "Вывод акций российских высокотехнологичных компаний на рынок капитала". Конференция продолжалось целый день, но единственным ярким выступлением на ней стал доклад "Российские Интернет-проекты глазами инвестора-скептика", который сделал Валерий Пушня - вице-президент VR-Group (компании, образованной бывшими сотрудниками Ренессанс-Капитала). В частности он сказал: "Существует недопонимание между людьми, которые ведут проекты и людьми, вкладывающими деньги и знающими им цену. В основном, людей, занимающихся разработкой Интернет-проектов можно разделить на два типа: творческие любители (известные личности Рунета) и менеджеры из отраслей близких к компьютерной (Озон, Яндекс). При наличии потока легких денег эти люди склонны прибегать к дорогим и неадекватным решениям. Развиваются и продвигаются неустойчивые бизнес-модели. В результате создается впечатление бурного роста, что на самом деле, называется пузырем".
    Будучи, кстати, сам творческим любителем и менеджером из отраслей близких к компьютерной (в прошлом R-Style, R&K, Парус), я как раз привык слушать рассуждения "про пузыри" скептиков именно названных категорий, которые всегда были здесь, рядом - столько, сколько существует российский Web. К их числу можно отнести, например, Евгения Пескина и Анатоия Карачинского (IBS), Антона Никитина (Результат), Анатолия Шкреда (Болеро, eHouse) и Эстер Дайсон (EDventure Holdings). Их скептицизм представляется мне достаточно адекватным ситуации, так как базируется на трех немаловажных соображениях. Первое из них - создающийся в последний месяц (усилиями РТС и ММВБ) "русский NASDAQ" не повторит такую же игру в ожидания, которая имела место на фондовом рынке высокотехнологичных компаний в США - по причине того, что в России будет известен результат американского развития в сфере Интернета и связанных с ним финансов. Второе - сдерживающую роль сыграет плохая (с точки зрения прибыльности и просто рентабельности) масштабируемость российских электронных магазинов.
    И, наконец, третье - нынешние публично объявленные инвестиции в Русские Интернет-проекты сознательно преувеличены в соответствующих пресс-релизах (названные цифры Шкред предлагает делить на 1000, Носик, согласно по поговорке - "на 16" и т. д.).
    Кстати, на рынке персональных компьютеров российской сборки подобная "война дутых цифр" существовала в 1997-98 годах. Тогда "Вист" начал первым, взяв за правило пририсовывать нолик к числу своих годовых продаж. Чтобы сократить разрыв до реального, следом начал привирать основной конкурент - R&K и т. д. Фактически к началу августовского дефолта объемы продаж ПК красной сборки перетекли в область мифов. Точно также мифологична и картина нынешних покупок Интернет-проектов, составленная с опорой на открытые источники.

    Скептики финансовых джунглей
    Однако для онлайновых и бумажных СМИ, а также целой нарождающейся индустрии конференций и семинаров по обсуждению развития электронного бизнеса нескольких человек, выступающих в амплуа скептиков, оказалось недостаточно, и мы теперь вынуждены слушать Интернет-скептиков из прежде очень далеких отраслей (если не учитывать того факта, что почти все они имеют образование в области финансов).
    Если не считать Юрия Аммосова (Port.ru), который пока только планирует открыть личный сайт Silicontaiga, самым ярким представителем этой еще не когорты, но группы скептиков является Ярослав Греков (Nicoil Strategic Investment Group) со своим новым личным проектом "Новости Российского Интернет-контента" (RICN).
    В конце февраля 2000 года в голове редактора-основателя (который теперь всю дорогу развлекает своих читателей "царской" формулировкой "мы - Ярослав Греков") родилась идея RICN-News. В течении месяца RICN существовал в виде рассылки, хостился на chat.ru и был даже в то время проанонсирован в виде последней неявной ссылки автором этой заметки - с присказкой "дай бог, чтобы ему было о чем писать". Тогда я не подозревал, что RICN вскорости переедет на собственный домен (сумма всех первоначальных инвестиций в проект составила $186 из личных средств Ярослава Грекова, что ему будет, о чем писать, и более того, что он начнет просто фонтанировать слухами, жалобами, оценками, пресс-релизами по поводу новых русских Интернет-проектов. Рекомендую электронную рассылку этой амбициозно поданной и регулярно обновляемой информации всем заинтересованным лицам (особенно вершинное произведение Грекова "Грязный Русский Интернет-бизнес", которое, правда, пока выложено в он-лайн только на английском языке). RICN будет предоставлять информацию бесплатно, по крайней мере, до конца года.

    Скептики неизвестного происхождения
    Еще одну разновидность скептиков я назвал бы "иванами, Интернета не помнящими". Это уже не когорта, а легион людей, которые делают вид, что в девяностые годы в Интернете ничего особенного не происходило (кроме "детского сада"), и все только начинается с двухтысячного года.
    Скажем, не далее как месяц назад на страницах Internet.ru Павел Черноморский писал о наружной рекламе, всячески подчеркивая, что "сетевые технологии... в наружке до кризиса представлены вообще не были" и что "единственной онлайновой фирмой, занимавшейся в столице активной наружной рекламой является провайдерская компания "Точка.Ру"". По этому поводу можно отметить, что на сетевую общественность еще в 1997 году произвело большое впечатление то, как проект "Интернет-Столица", рекламировавшийся исключительно с помощью рекламных щитов на автодорогах Москвы, за несколько месяцев добился окупаемости первоначальных инвестиций в $35000 и ушел в прибыль, что было редкостью по тем временам. Тогда же в 1997 году с помощью наружной рекламы в метро раскручивались, к примеру, Интернет-салоны "Агмар".
    Подобные придирки ныне возможны очень часто: редкостная щепетильность Антона Носика по поводу упоминания пионеров Русской Сети никак не подкрепляется множеством других ораторов, которые умалчивают о том, что история русских Интернет-проектов началась не вчера.
    Я как-то не могу оценить остроты проблемы нынешнего сосуществования первопроходцев Интернета и тех, кто пришел за ними, которой страдает Е. Вайнер с прошлого лета по нынешнее. А, между прочим, в середине девяностых в нашей Сети была достаточно комфортная ситуация с той точки зрения, что в конференциях и в веб-обозрениях писали те, кто знал. К 2000 году, увы, Рунет катится к стандартному для нашей жизни положению вещей, когда те, кто знает, не говорят, а те, кто говорят, не знают. В этой связи и становится востребован проект Ярослава Грекова. Но 19 июня самая соль проекта - архив первых тринадцати выпусков скандальных новостей был убран с сайта (не последнюю роль в этом могли сыграть, к примеру, угрозы Actis по судебному разбирательству с Грековым).

    "Однако тенденция..."
    В целом же по поводу Интернет-скептиков мне вспоминается высказывание Абэ Сэйсэки-сэнсэя: "Чем сильнее мастер, тем его айкидо мягче".
    Ибо люди, которые высказываются по поводу инвестиционной привлекательности и дальнейшего развития нынешних российских Интернет-проектов мягко (то есть без особого энтузиазма, и без причитаний о невозврате нынешних инвестиций в Русский Интернет) как раз и будут правы. Но "чернуха" всегда востребована больше, и скептики пока в моде.
    Возникают вопросы, как долго будет продолжаться шоу, когда кончится пора фейерверков и ежедневных презентаций будущих Интернет-проектов, на которые приходят посетители с презрительно оттопыренной губой? Мне кажется, что эта пора уже заканчивается, и после летних отпусков Русский Интернет вернется к трезвой жизни. Относительно трезвой, конечно.

    вверх